Откуда появился лозунг "начни с себя"? Откуда появился лозунг "начни с себя"? "Начни с себя", "изменись сам - и вокруг все изменится", христианский вариант: "спасись сам - и вокруг спасутся тысячи", "не суди, да не судим будешь". Все уже настолько привыкли к этим, внушенным нам с детства принципам, что они кажутся сами собой разумеющимися. Но это не так. Это ложные установки, которые навязали нам властьимущие с вполне ясной целью: продолжать творить всё, что хотят, и не беЗпокоиться по поводу возможного осуждения со стороны других. "Начни с себя" изначально было выражением принципа смирения, заложенного в христианстве. Христианская религия стала внушать людям, что на все беззакония и произвол властей нужно лишь смиряться, не искать виноватых во вне, а считать виноватым во всем себя. Если власть или другие творят зло, никого нельзя обвинять в этом (вся власть от бога), нужно терпеть и обвинять себя, ведь у тебя же есть грехи, вот за эти грехи ты и страдаешь, виноват ты, а не те, кто творит зло. Такая религия гарантированно защищала государство и элиту от революций, бунтов и народного недовольства властями (Христос терпел и вам велел). Это работало вплоть до начала 20 века. Революция в России смела религию, и народ поначалу вновь уверовал в свои силы. После Второй мировой войны элиты поняли, что чрезмерная свобода народа опасна для их господства. На смену религии христианства, поставили новую религию - психологию. Культ этой религии (психологии) отныне поддерживали жрецы в белых халатах и их проводники: популяризаторы психологии, писатели. В психологии возможны два пути решения психологических проблем. Материалистический и идеалистический. Советская психология шла первым путем: психологические проблемы зависят от экономических проблем, поэтому для их решения нужно совершенствовать общество, экономику, повышать материальное благосостояние людей, искоренять индивидуализм и эгоизм. У человека проблемы, нет работы - значит общество должно дать ему работу. Нет жены и семьи - значит общество должно создать условия, чтобы он мог завести семью: обеЗпечить мужчин высокой зарплатой, жильем, обеЗпечить культурной жизнью - доступными концертами, выставками, культурными мероприятиями, где мужчины и женщины могут познакомиться. Зарубежная психология в СССР жестко критиковалась, западных психологов называли буржуазными и считали ненаучными. В этом был свой плюс, потому что именно в западной психологии начали активно продвигать старую религиозную норму о смирении, теперь она выступала в форме "Начни с себя". И вопрос о психологических проблемах человека решался диаметрально противоположно. Не социально-экономические проблемы являются причиной психологических проблем, а наоборот. Нет нормальной работы? Виноват ты сам, занимайся работой над собой, получи еще одно образование, переезжай с места на место в поисках работы. Нет жены? Виноват ты сам, недостаточно красив, не делаешь красивую прическу, ходишь в старых очках. Понятно, что такой подход стимулировал рост потребления для закомплексованных граждан: в попытках решить свои психологические проблемы люди рванулись покупать новые автомобили и одежду. Для капитализма это прибыль, барыш, выгода. Родилась эпоха брендов. Теперь человек платил уже не за полезные характеристики товара, а за улучшение своей внутренней самооценки и своего психологического состояния от покупки новой вещи, что подкреплялось рекламой и пропагандой. Вкладывать в производство можно было все меньше, а прибыли получать все больше, главное организовать рекламу. Приобретение все новых вещей закономерно не приносило счастья, но следуя рецептам психологов и общественных идеологов, люди лишь больше работали, чтобы получить больше денег и купить что-нибудь еще для "счастья". Вслед за кризисом 2007 года на Западе возможностей для сверхпотребления у широких народных масс не осталось, наоборот, средний класс начал скатываться в бедность, а бедные - в нищету. Но наученные, что винить в бедах нужно только себя, а не элиты и правительства, люди не протестовали, а пытались выживать. Особенно успешно это работало в капиталистической России 2000-х. Западная психология хлынула на постсоветское пространство в 1990-х. Народ жадно читал книги, слушал лекторов, телевизионных ведущих, и все эти "авторитеты" говорили, что во всех бедах виноват только ты сам. Не правительство, которое лишило тебя права на беЗплатное жилье, беЗплатное образование и здравоохранение, не капиталисты, которые взвинтили цены в сотни раз и в сотни раз опустили качество продукции...- только ты сам. Вновь возродили и религию с той же повесткой, и вот уже из каждого утюга вещал, ЯКОБЫ, Серафим Саровский, научал не винить никого, а спасаться самому, тогда и все остальные спасутся. Расплодились всевозможные бизнес-тренеры и тренинги личностного роста, все они учили тому же самому: не осуждай других, не смотри на других, если у тебя какие-то проблемы, виноват в них только ты сам. Знаменитый римский юрист Кассиан Лонгин Равилла (I в.) говорил : "Ищи кому это выгодно". Кому выгодна такая религия, психология и бизнес-идеология? Она выгодна тем, кто ворует наши деньги, кто творит зло, и опасается противодействия со стороны честных людей. С психологией «ищи причину в себе» такого противодействия можно не опасаться. Западная психология заслуженно именовалась в СССР буржуазной. Она работает на закрепление власти буржуазии. Поиски причины в себе выгодны тем, кто лишил нас заслуженной части общего богатства. 1% сверхбогатых владеет львиной долей мирового богатства. Эта горстка людей и устанавливает законы для всех остальных, а так же "учит" во что людям следует верить, что думать, кого считать виноватыми. Принцип «причина в тебе» закономерно ведет к принципам осуждения бедных и почитания богатых, запрета помогать бедным. В легкой форме это выражается: «не давай голодному рыбу, дай удочку» (но при этом не упоминается, что водоем с рыбой принадлежит капиталисту, и за ловлю рыбы нужно заплатить налог, а плата по кредиту за удочку будет больше, чем количество рыбы, необходимой бедному на всю жизнь). Нельзя сделать мир лучше, «начав с себя», потому что причина не в нас, а в них, в тех, кто украл принадлежащую нам часть общих ресурсов. Кто создал несправедливые условия для роста и развития личности. Нужно изменить эти условия, сделать их справедливыми для всех, никто не имеет ни на что больше прав, чем другой. Но чтобы так сделать, начинать нужно не с себя, а с них.